Iron Man (k_i_m_i) wrote,
Iron Man
k_i_m_i

Джереми о Lotus

Итак, что мы имеем. Saab, TVR, Humber, Riley, Gilbern, Wolseley, AC, De Tomaso. Все мертвы. И теперь, кажется, и “Lotus” смотрит через ржавую кладбищенскую ограду.
Конечно, уже в начале этого месяца появилась информация, будто бы самое худшее уже свершилось. Можете себе хоть мало-мальски представить тот поток историй, который бы родился после этого? Будь это правдой. Мы бы читали массы реляций об инженерном гении основателя компании “Lotus Cars” Колина Чепмена, который в 50-е осознал: другие автопроизводители лишь начинают задумываться над тем, что лёгкость - это всё.

Anthony_Colin_Bruce_Chapman


Фанаты автоспорта сказали бы тысячи слов о чёрно-золотистых болидах Формулы 1 Lotus JPS. Произносились бы хвалебные речи о семи завоёванных титулах, а Эмерсон Фиттипальди (знаменитый в 70-80-х годах прошлого века гонщик – прим.пер.) давал бы интервью. А слёзы превратили бы изобилующую красивыми оборотами прозу в размазанный по газете текст.

Потом бы вас ублажали километрами газетных статей о роуд-карах тех золотых времён. Мужики с бородами поехали бы в Норфолк и гоняли бы там на старых Lotus Seven. Печатались бы фото Дайаны Ригг, которая ездила на Lotus Elan в сериале «Мстители», и фото Роджера Мура, гонявшего на Lotus Esprit в фильмах про Джеймса Бонда.

И меня ничто из этого не удивило бы, ведь у Lotus действительно есть внешний лоск безупречности. Но за внешним блеском классной управляемости, за спиной Айртона Сенны (знаменитый бразильский автогонщик – прим.пер.) и хитроумных спецов, колдующих среди турнепсовых полей Восточной Англии, “Lotus” – на самом деле – компания с безнадёжным и, в некоторых смыслах, отвратным прошлым.

А ведь всё довольно хорошо начиналось в бывших конюшнях в Лондоне. И тени сомнения не возникает в том, что Колин Чепмен был необычайно умён. Создав мантру «Упрощай, затем облегчай», он ведь совсем не следовал ей. Он делал всё лишь сложнее, причём некоторые сложные нововведения были очень и очень успешны. Именно Чепмен привнёс аэродинамику в автоспорт. Он изобрёл граунд-эффект. Он начал использовать композитные материалы.

Но, к сожалению, он оказался не слишком хорошим бизнесменом. А значит, в 1980-м, когда продажи были низкими в связи с глобальным кризисом, он не придумал ничего нового или не смог найти инвестиций, чтоб справиться с невзгодами. Он договорился с “Toyota” о том, что “Lotus” поделится опытом по управляемости автомобиля, а взамен получил не сильно много, насколько мне известно.

Тем временем, чтобы поднять продажи в США, Чепмен заключил сделку с одним американским адвокатом. Сделка эта была одной большой схемой ухода от налогов. Любой, кто вкладывал деньги, получал персональный Lotus Esprit Turbo. Уверен, что всё это было очень умно, но когда вы считаете цифры в бухгалтерской документации, вы одновременно не в силах придумать новый хитовый автомобиль для вашей автокомпании…

Вот почему новый «хит» появился у другой автокомпании. Джона Делореана. Господин Делореан нанял “Lotus” для разработки ходовой части нового спортивного автомобиля DeLorean, производство которого налаживалось в Северной Ирландии на заводе, полностью спонсируемом правительством Великобритании.

Всё было прекрасно, пока не обнаружилась пропажа крупной суммы денег. Делореан сбежал, и против него впоследствии открыли дело за торговлю кокаином. Компания ”DeLorean” обанкротилась, а внимание королевских налоговиков переключилось на Колина Чепмена, который в скором времени умер от сердечного приступа. Ему было всего 54 года.

Компанию спасла группа бизнесменов, которые с налоговиками решили все вопросы. И среди турнепсовых полей радостно махали флагами. Но уже скоро стало ясно: бизнесмены хоть и богатые, но не настолько, чтобы самостоятельно содержать автомобильную компанию. Так что в 1986-м “Lotus” продали “General Motors”.

По сути, для Боба Итона, бывшего тогда председателем “General Motors”, покупка “Lotus” была вопросом удовлетворения собственного тщеславия. Но совсем скоро бухгалтера, совладельцы и все прочие поняли, что для крупнейшего автопроизводителя содержание небольшой спортивной автокомпании – то же самое, что для крупнейшего мирового торговца хлебобулочными изделиями покупка небольшой пекаренки Принца Чарльза.

Так что, спустя шесть лет, “Lotus” спихнули компании из Люксембурга, которой руководил некто по имени Романо Артиоли. Он наладил выпуск новой модели, которую назвал в честь своей внучки Элизы – Lotus Elise. И обанкротился.

Потом появилась компания “Proton”, инвестировавшая £0. Она продолжала выпуск Lotus Elise в различных видах, пока эта модель не стала чувствоваться старомодной и слегка надоевшей. Потом они ещё немного производили её. А затем наняли Дэни Бахара, который был вице-президентом (так, мелкая сошка) Ferrari и который заявил, будто использует £0 инвестиций от компании “Proton” и превратит “Lotus” в самую лучшую и самую крупную автокомпанию со множеством восхитительных новых моделей, каждая из которых будет покруче любой Ferrari. Потом его отстранили и вскоре разорвали контракт.

Сейчас “Lotus” управляется компанией “DRB-Hicom”. Не очень-то романтично звучит. Оригинальные Lotus Seven теперь производятся компанией, чьи болиды F1 каждую неделю на трассе финишируют последними. И есть настоящий болид F1 Lotus, который совсем не Lotus.

Итак, резюмируем. С самого своего основания компания “Lotus” неправильно управлялась бесконечной чередой владельцев, которые не знали, что же с ней делать. Это были люди, уходившие от налогов. Энтузиасты. Огромные корпорации.

Все они соблазнились инженерной мудростью 50-х. И все ударились лбом о жестокую реальность: имидж не может долго держать на плаву не совсем хорошего качества товар.

Где мы уже слышали подобное? На эпитафиях каждой британской автокомпании, почившей за последние несколько лет. Возьмём “Austin”. Она создала Mini, и это было весьма умно. Так что компания продолжала выпуск Mini… в течение 40 лет, чёрт возьми. Возьмём “Land Rover”, которая после войны создала надёжный полноприводной внедорожник. Это тоже было весьма умно, и этот автомобиль производят и по сей день.

Когда компания “Lotus” реально была в опасности, и ей нужно было сражаться за безбедное существование, что она сделала? Создала новый Lotus Elan. А что она делает сейчас? Одному Богу известно. Уж точно не готовится шокировать мир.

Если бы “Volkswagen” управлялся британцами, он до сих пор бы выпускал «жука». Если бы “Citroen” располагался в Ковентри, он до сих пор бы производил 2CV. Если бы “Apple” принадлежал Соединённому Королевству, его компьютеры были бы невероятно громоздкими. Кажется, мы превратили почивание на лаврах в национальное хобби, и, боюсь, такие же дела сегодня творятся в “Aston Martin”.

Мне нравится текущий модельный ряд. Всем нравится. Но за рулём якобы нового Vanquish я чувствую, что автомобиль старомоден. Вибрирующие кнопки не могут полностью скрыть тот факт, что у модели этой есть многое от DB9 10-летней давности. Это плохо. Чтобы выжить в наше время, нужно уметь найти деньги для инвестиций в будущее.

Или нужно уметь создавать нечто новое и настолько гениальное, что от покупателей в любом случае отбоя не будет. Нельзя жить с консервативным мышлением, не меняющимся, как и красные телефонные будки, и говорить при этом: «Но мы же делали так всегда». Или вас постигнет участь лондонских такси (компания-производитель знаменитых лондонских чёрных кэбов была выкуплена компанией “Geely” в феврале этого года – прим. пер.)

http://www.topgearclub.ru/blogs/9973

Ну и еще пару слов, сегодня Антон Палыч поделился ссылкой, что якобы они собираются замутить сверхсовременный мот, 200 лошадей, из углеволокна. С картинкой-тизером и именем Дэниел Симон (вроде как он в VW работал).
http://www.worldcarfans.com/113062359155/lotus-c-01-motorcycle-announced

8253389312005102542
Tags: f1, Лив_ми_элоун
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments